Пенсионеры третьей очереди // Клиенты обанкротившихся НПФ столкнулись с банковскими проблемами

Клиенты обанкротившихся НПФ столкнулись с банковскими проблемами

Клиенты обанкротившихся НПФ столкнулись с банковскими проблемамиБанкротства негосударственных пенсионных фондов обнаруживают проблемы, хорошо знакомые банковскому рынку. Крупным клиентам обанкротившихся НПФ, недостаточно строго подходившим к оформлению своих отношений с фондом, оказывается столь же трудно получить деньги со своих счетов, как VIP-вкладчикам, доверявшим свои деньги рухнувшим впоследствии банкам без лишних формальностей.

Клиенты негосударственных пенсионных фондов (НПФ) начинают сталкиваться с трудностями возврата средств. С прошлого года в соответствии с вступившими в силу изменениями в законодательстве в отношении несостоятельных НПФ началась применяться процедура банкротства, конкурсным управляющим в таких случаях выступает Агентство по страхованию вкладов (АСВ). В результате арбитражная практика выявила узкие места в отношениях НПФ и их клиентов по негосударственным программам пенсионного обеспечения. В частности, некоторые клиенты обанкротившихся НПФ, заключившие с ними договоры негосударственного пенсионного обеспечения (НПО), испытывают трудности в получении средств со своих счетов.

Пример подобных затруднений содержится в постановлении арбитражного суда Московского округа по кассационной жалобе клиента обанкротившегося НПФ «Трансстрой» на решения судов нижестоящих инстанций, размещенные в картотеке арбитражных судов. Согласно материалам суда, Владимиру Брежневу, в 2007 году заключившему с НПФ «Трансстрой» несколько договоров НПО, причитается более 13 млн руб., но получить их он сможет только в третью очередь кредиторов.

НПФ «Трансстрой» работал с 1996 года. Предлагал услуги как по обязательному пенсионному страхованию (пенсионные накопления), так и по негосударственному пенсионному обеспечению. На 1 января 2012 года пенсионные резервы фонда составляли 313,451 млн руб., накопления — 49,701 млн руб. Федеральная служба по финансовым рынкам отозвала его лицензию в ноябре 2012 года. 1 марта 2014 года в отношении НПФ была запущена процедура банкротства.

По данным ЦБ на 1 октября прошлого года, объем пенсионных резервов во всех НПФ достиг 878,3 млрд руб., клиентами по негосударственному пенсионному обеспечению являются более 6,3 млн человек, то есть средний счет клиента по НПО составляет порядка 135 тыс. руб. Таким образом, объем средств в НПФ «Трансстрой» господина Брежнева в 100 раз превышает средний. «Физические лица обычно такие суммы по НПО не вносят. Скорее речь идет об использовании пенсионного счета как инвестиционного инструмента»,— считает руководитель юридического департамента НПФ «Национальный» Андрей Гомозов. Согласно материалам суда, уплату пенсионных взносов по договорам осуществлял как сам господин Брежнев, так и его работодатель.

Требования господина Брежнева нельзя назвать безнадежными — все они признаны обоснованными. Однако бывшего клиента НПФ не устроила очередность получения средств из конкурсной массы банкротного фонда. Определением суда от 21 августа прошлого года в требования кредиторов второй очереди включены лишь 412,2 тыс. руб., так как по ним наступил срок выплат. Требования в размере 13,2 млн руб. отнесены к третьей очереди.

Согласно ст. 186.7 закона о банкротстве, в первую очередь удовлетворяются требования участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии, во вторую — требования по выплате выкупной суммы участников НПФ, в отношении которых наступила обязанность фонда по выплате пожизненной негосударственной пенсии на определенный пенсионным договором срок. В третью очередь удовлетворяются прочие требования вкладчиков и участников НПФ—физических лиц.

Представитель АСВ возражала против удовлетворения кассационной жалобы господина Брежнева, пояснив, что доказательств осуществления фактических выплат по договору на основную сумму обнаружить не удалось, равно как и заявления господина Брежнева о назначении ему негосударственной пенсии. Следовательно, нет возможности говорить о наступлении обязанности фонда по пенсионным выплатам к моменту его банкротства, а значит, требования по основной сумме следует отнести к третьей очереди.

Этот эпизод, в частности, показал важность соблюдения всех формальностей (например, подачи и хранения заявления, а не только заключения договора с НПФ) при оформлении негосударственной пенсии с точки зрения возможных рисков. «В третью очередь включаются те клиенты, по которым еще не наступил срок исполнения обязательств. Если в случае с государственной пенсией этот срок понятен — 55 или 60 лет, то условия договоров негосударственного пенсионного обеспечения могут сильно разниться. Здесь нужны доказательства подачи соответствующего заявления клиента НПФ»,— поясняет Андрей Гомозов.

Держатели депозитов уже имели возможность оценить преимущества правильно оформленных отношений с банками. Так, некоторые клиенты Мастер-банка оформляли большие вклады в индивидуальном порядке — по нетиповым договорам с завышенными ставками, в отсутствие документов о внесении денег в кассу банка и без отражения таких вкладов в его базе. В результате после банкротства Мастер-банка суд не включил таких клиентов даже в реестр кредиторов (см. «Ъ» от 11 августа 2014 года). И такие случаи не единичны.

На данный момент АСВ является конкурсным управляющим по банкротствам пяти небольших НПФ, объем средств в них на момент отзыва лицензии составлял всего 1,6 млрд руб. Однако число судебных разбирательств бывших клиентов с НПФ в перспективе будет расти — иски к НПФ «Трансстрой», касающиеся выплаты пенсионных резервов, уже подал 51 человек, иски, касающиеся требований по НПО, поступали также в отношении НПФ «Профессиональный независимый пенсионный фонд».

Мария Яковлева, Светлана Дементьева

 

Читайте далее…

Оставить комментарий

Яндекс.Метрика